В Туле создается театр, в котором будут играть взрослые люди с ограниченными возможностями здоровья. Для дебютной премьеры выбрана сказка «Волшебник Изумрудного города». Репетиции уже начались — они идут в здании Центра культуры и досуга (бывший ДК Металлургов).
ПроТеатральное движение
Далековато, конечно, поэтому начинающих артистов на репетиции привозит социальный автобус, который администрация г. Тулы приобрела в прошлом году. К тому же это ситуация временная: весной должен закончиться ремонт здания в Заречье, где и планируется поселить «Театр без границ».
— Мы выбрали это название, так как считаем, что у творчества не может быть никаких ограничений, это естественное состояние любого человека,— говорит руководитель студии режиссер Роман Николаев.
Роману 23 года, он — выпускник режиссерского факультета Тульского областного колледжа культуры и искусств. В настоящее время учится заочно в Орловском государственном институте культуры. Роман год преподавал в одной из тульских школ искусств, а затем перешел на работу в ДК «Южный». Там он создал театральный коллектив ТДТ, что расшифровывается как «Театр. Дети. Творчество». Сначала в ТДТ действительно занимались только дети, а потом к ним стали присоединяться взрослые. Роман и сейчас продолжает работать в «Южном». Плюс «Театр без границ» — совершенно новый проект, на который он решился после долгих размышлений.
— Когда мне предложили создать особый театр для людей с ограниченными возможностями, я стал переживать: вдруг не справлюсь,— признаётся Роман.— Но мне очень хотелось попробовать, так как я много слышал и читал о таких театрах. А однажды сам побывал на спектакле «Чучело» московской труппы. Там играют обычные студенты театрального института без проблем со здоровьем, но они предлагают зрителям почувствовать, что это значит — быть человеком, например, лишенным зрения. Нам выдали плотные маски, закрывающие глаза,— и начался спектакль. Когда по сюжету шел дождь, на нас падали капли воды, когда героиня пришла в салон, чтобы остричь волосы, по залу стали разноситься запахи парикмахерской. Это были сильнейшие впечатления, во многом изменившие мое отношение к людям с ОВЗ…
Так называемые особые театры в нашей стране начали появляться около двадцати лет назад, когда в принципе актуализировалась социальная роль театра как искусства и режиссеры стали активно экспериментировать с новыми формами и условиями существования. В 2001 году впервые был организован Всероссийский фестиваль «ПроТеатр», в котором участвовали особые театры из самых разных регионов России, впоследствии он стал ежегодным. «ПроТеатральное» движение развивается, вовлекая в свои ряды всё больше и больше людей. Некоторые коллективы получают известность, ездят на гастроли, они занимают свою нишу на театральном ландшафте страны.
Основы актерского мастерства
«Театр без границ» — первый опыт создания особого театра в Туле. Готовясь к этой работе, Роман общался с руководителями уже существующих коллективов, консультировался, изучал специальную литературу. В том числе медицинскую — для того, чтобы по определенного рода признакам как можно раньше понять: человеку плохо, приближается приступ, нужно вызывать «скорую». К счастью, такого пока не случалось, но когда речь идет о людях с ОВЗ, лучше быть бдительным.
В России пока нигде не обучают специальности «Режиссер особого театра». Поэтому Роман прежде всего руководствуется интуицией. Главное — у него есть дар эмпатии, способность понять, как чувствуют и мыслят другие люди.
— В нашей труппе 13 человек, многие из них знают друг друга давно, это помогает,— рассказывает Роман.— Почему мы решили начать с «Волшебника Изум — рудного города»? Артисты сами выбрали — им нравится эта сказка. Правда, большинство знают ее не по книге, а по мультфильму. Но это не так важно — всё равно сценарий мы пишем сами…
Занятие начинается с упражнений на концентрацию внимания: Роман хлопает в ладоши, его подопечные должны повторить хлопок максимально быстро и вместе. Затем — упражнение на развитие воображения и ассоциативного мышления. Участники занятий закрывают глаза и отвечают на вопросы: цвет травы — зеленый, цвет неба — голубой… Цвет любви? У каждого он свой: белый, розовый, виноградный. Цвет счастья у большинства красный, а разлуки — черный…
Сложное упражнение: надо вновь закрыть глаза, прислушаться и сказать, какой из звуков самый громкий в комнате, в здании, на улице. Не так просто, как кажется на первый взгляд. Роман поясняет: это упражнение на развитие внутреннего внимания. Новое задание: разбиться на две группы, каждая из которых должна подготовить этюд на заданную тему. Это уже обучение азам актерского мастерства. После выступления групп звучат аплодисменты «зрителей» и слова одобрения Романа.
Творческие планы
Ну и наконец, репетиция одной из сцен будущего спектакля. Элли и Тотошка идут в Изумрудный город, встречают Страшилу и Дровосека. Придумать мизансцену должны сами артисты. Главные герои отправляются в путешествие, а массовка тем временем изображает деревья и горную пещеру.
Мария, репетирующая роль Элли,— человек с театральным опытом. Занималась в любительском коллективе, играла Белоснежку, Бастинду, мачеху в «Морозко».
— Мне Элли нравится, она хорошая, добрая, умеет дружить,— говорит Маша и признаётся, что театр очень любит. Недавно в тульской драме смотрела «Алису в стране чудес» — понравилось.
Денис (Дровосек) тоже не новичок. Он в Туле недавно — около двух лет назад переехал к брату. А раньше жил в Карелии, играл в местном особом театре.
— У нас был интересный коллектив, мы часто ездили на гастроли, однажды даже в Финляндию,— сообщает он.— У меня дома много грамот и благодарственных писем, я их в альбоме храню…
Александр говорит, что сначала хотел играть Гудвина, но все решили, что ему больше подойдет роль Тотошки — он и согласился.
— На занятия хожу с удовольствием — руководитель у нас очень хороший, ребята тоже. Текст учу дома,— рассказывает Александр.— А еще я много читаю и слушаю музыку: Высоцкого, Цоя… Хотелось бы, чтобы у нас еще были занятия вокалом. В театрах и музеях тоже хочется бывать почаще…
Занятие заканчивается, и Роман делится творческими планами. Он мечтает поставить со своей труппой серьезный и по-настоящему синтетический спектакль: с зонгами, танцами, спецэффектами. Для этого артистам действительно неплохо было бы позаниматься с профессиональными педагогами по вокалу и хореографии. А в будущем «Театр без границ» можно сделать инклюзивным: то есть ввести в состав людей без проблем со здоровьем — скажем, студентов актерского факультета колледжа культуры и искусств. Подобного рода опыт в мире существует, и практика показала, что он приводит к поразительным результатам. Речь не только о социальной реабилитации инвалидов, что само по себе очень важно. Совместное творчество меняет отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, помогает понять, что они такие же, как и мы…
Источник: http://mk.tula.ru/news/n/12972895/
Поделиться