Ассортимент нашего магазина “Подумать только. Книжный в ТИАМе” пополнился мировыми бестселлерами немецкого искусствоведа, критика и журналиста Флориана Иллиеса “1913. Лето целого века”, “1913. Что я на самом деле хотел сказать”, “Любовь в эпоху ненависти. Хроника одного чувства 1929-1939”, вышедшими в издательстве Ad Marginem.
Из аннотации книги “1913. Лето целого века”:
“Перед вами хроника последнего мирного года накануне Первой мировой войны, в который произошло множество событий, ставших знаковыми для культуры ХХ века. В 1913-м вышел роман Пруста “По направлению к Свану”, Шпенглер начал работать над “Закатом Европы”, состоялась скандальная парижская премьера балета “Весна священная” Стравинского и концерт додекафонической музыки Шёнберга, была написана первая версия “Черного квадрата” Малевича, открылся первый бутик “Прада”, Луи Армстронг взял в руки трубу, Сталин приехал нелегально в Вену, а Гитлер ее, наоборот, покинул. Автор… создал увлекательнейшую панораму оживленной культурной жизни времен рождения модернизма. В прессе книгу назвали “громадным тизером” XX века и самым живым напоминанием о том, как то, что представлялось данностью, оказалось хрупким, даже беззащитным”.
Константин Митрошенков, рецензент портала Горький:
“В аннотациях “1913” неоднократно называли “большим тизером XX века”, но такое сравнение в действительности противоречит замыслу самого Иллиеса. Озаглавив первую часть “Лето целого века”, он не стал уточнять, о каком именно веке идет речь. В “Что я на самом деле хотел сказать” он как будто невзначай — между рассказом о гренландской экспедиции Альфреда Вегенера и сообщением об изобретении застежки-молнии — бросает: “1913 год неразрывно связывает XIX век с XX веком”… “1913” — это, конечно, никакой не “тизер XX века”. Перед нами мелькают портреты тех, кто в следующие десятилетия изменят мир до неузнаваемости — Гитлера и Сталина, — но сами они и не подозревают о грядущем. Пока первый пишет пейзажи, второй прогуливается по парку и размышляет о марксизме…
Иллиес, каким бы размытым ни был исторический фон, изображает очень старомодный мир, в котором писатели ведут неторопливые беседы в богемных кафе, а монархи самыми причудливыми образами пытаются разогнать скуку. Здесь нет “массы” или “толпы”, которую вскоре выведут на историческую сцену войны и революции… В “1913” сплошь “гении” и “индивидуальности”, которым, кажется, скоро станет тесно в старой Европе.
Если и пытаться как-то определить “1913” во времени, то это скорее последний аккорд того самого “долгого XIX века”, о котором писал Эрик Хобсбаум. Другой историк, Йохан Хёйзинга, сравнивал период наибольшего культурного расцвета эпохи, предшествующий ее закату, с осенью. Иллиес, наверное, мог бы согласиться с этим — только время года у него другое”.
График работы и адрес магазина “Подумать только. Книжный в ТИАМе”:
• среда-суббота: 10:00-19:00; • воскресенье: 11:00-19:00;
• проспект Ленина, 27, цокольный этаж.
Поделиться