Друзья, продолжаем исследовать фотографии из семейного альбома туляка Льва Карукина, который передала в наш музей для изучения его дочь Галина.
Или, говоря иначе, перед вами новый выпуск проекта “Проявление”: tiam-tula.ru/proekt-pro…
Слово Владимиру Глазкову:
“Демонстрация на улице Советской, 1957 г.
Ноябрь у советских граждан, как мы помним, прочно ассоциировался с Октябрьскими праздниками. Для детей, которые еще не понимали, почему революция – Октябрьская, а ее годовщина отмечается в ноябре, в детских книжках и в журнале “Мурзилка” печатали особые пояснения. Как сейчас помню одно из них: дескать, старая Россия была насколько отсталая, что даже календарь там отставал от прочих стран на целях тринадцать дней. Нынче это напоминает тезис о том, что Пушкин был первым коммунистом, ибо именно он еще в 1833-м сказал, что “Октябрь уж наступил”. Но шутки шутками, а две демонстрации – на 1 мая и на 7 ноября – были неотъемлемой частью жизни всех поколений, исключая разве что дошкольников. Если вы где-то учитесь или работаете – извольте к восьми утра быть празднично одетым и в назначенном месте. Мест таких в городе было по нескольку в каждом районе. В них формировались колонны демонстрантов. Затем они по строго определенным маршрутам двигались в центр города, чтобы продефилировать перед трибуной, установленной на площади Восстания, откуда их приветствовали руководители города и области.
В голове каждой колонны красовался транспарант с названием предприятия или организации, изготовленный сообразно вкусам директора и финансовым возможностям. У кого-то были просто таблички с названием, а у кого-то – целые сооружения на колесах, выполненные из фанеры и жести. Некоторые из них представляли собой настоящие произведения искусства – примером может служить видимый на фото транспарант Тульского механического института. В изображенной на нем композиции можно рассмотреть и шестерню, и колосья, и чей-то силуэт. Установить, чей именно, уже не получится. В институтах вся агитация, как правило, делалась силами самих же студентов, а покрытые пылью веков эскизы, хранившиеся в шкафах институтской парторганизации, наверняка сгинули в 1990-е. А ведь каждый эскиз обязательно утверждался партийным начальством, внимательно изучавшим его содержание на предмет, как тогда говорили, идеологической выдержанности. В армии с этим было проще – рисовать, скажем, Ленина для стенда или стенгазеты можно было только с разрешения политотдела части. Причем в зависимости от того, в каком уголке Союза происходило дело, черты лица Владимира Ильича могли существенно варьироваться. В республиках Прибалтики они носили выраженный нордический характер, в РСФСР были ближе всего к оригиналу, ну а в Средней Азии акцент делался на выступающие скулы, остренькую бородку и раскосые глаза. Поменять пиджак и галстук на халат и тюбетейку – и будет мудрый восточный старичок, только без пиалы с зеленым чаем. Что это было – мода, негласный обычай художников или же официальная методичка, в точности неизвестно, но явление такое существовало, и естественно, служило пищей для огромного количества шуточек и анекдотов. Правда, во второй половине 1950-х их еще побаивались рассказывать в людном месте – все антисоветское расцвело пышным цветом тридцать лет спустя.
Помимо транспаранта, каждую колонну украшало множество красных флагов. Очень популярен был набор, который, как сейчас помню, продавался в том самом “Детском мире”. Даже иногда жалею, что в 1991-м не купил его на память. Полотнищ там было шестнадцать штук – одно побольше, государственный флаг СССР, а прочие поменьше – флаги союзных республик. Вместе они должны были символизировать единство народов Советского Союза, чему официальная пропаганда всегда уделяла большое внимание. Была такая песня про “пятнадцать республик, пятнадцать сестер”, на стихи Михаила Пляцковского. Та самая, где “шлет азербайджанец привет свой “салам!” литовским равнинам, молдавским садам», и где «туркмен, украинка, латыш, белорус зовут отчим домом Советский Союз». Государственная символика времен позднего СССР, привычная моему поколению, складывалась в конце 1940-х – начале 1950-х, и глядя на нее, чувствуешь, что делали эти гербы и флаги профессионалы своего дела. В том числе и с учетом того, как шестнадцать флагов будут смотреться вместе. Преобладающим цветом был, естественно, красный, далее следовали голубой, синий, зеленый, и совсем в небольших количествах – белый. Мне всегда больше всего нравился флаг Белорусской ССР, украшенный вертикальной полосой с красно-белым орнаментом, напоминавшим национальную вышивку. Между прочим, по утверждениям академика Рыбакова, орнамент этот называется “четырехчастные ромбы”, появился он еще в эпоху древних славян, и символизирует засеянное поле, то бишь плодородие женщины и матушки-земли, которая тоже суть женщина. Кстати уж сказать, всего за пару лет до событий, изображенных на фото, флагов было на один больше. Шестнадцатая союзная республика, Карело-Финская ССР, была 16 июля 1956 г. понижена в статусе до автономной и под названием Карельской АССР включена в состав РСФСР (ныне – Республика Карелия, один из субъектов Российской Федерации).
Такой или похожий набор флагов союзных республик можно видеть на здании центрального городского универмага, который тогда еще не стал “Детским миром”. Что же касается колонны, то во главе ее четко видно знамя. Неясно, знамя ли это института как такового, или же институтской партогранизации, но судя по исполнению (темно-вишневый бархат, вышивка), изготовлено оно скорее всего в сталинские времена. По тогдашнему обычаю, нести знамя должен был или кто-то из наиболее заслуженных ветеранов института, или глава институтской партийной организации. Кроме того, колонна украшена красными флагами произвольного размера. Официального статуса они не имели, но несмотря на это, использовались достаточно широко. Поодаль видны портреты руководителей партии и государства. Все это хозяйство было громоздким, занимало достаточно много места, и хранение его в промежутках между праздниками стоило институтской хозчасти немалой головной боли. Еще одной проблемой было после демонстрации собрать все флаги и транспаранты до единого и доставить их в родное учреждение. Обычно для этого использовался автобус или грузовик, аккуратно припаркованный поблизости от конечной точки движения колонны, где-нибудь выше по проспекту Ленина. Ну, а представителям организаций, не имевших собственного транспорта, приходилось нести плакаты и портреты обратно на себе. Правда, в 1950-х еще было немыслимо попросту побросать их в ближайшей подворотне, как это нередко бывало перед самым концом СССР.
Помимо демонстрации, снимок интересен тем, что на нем четко видны некоторые дома по улице Советской, ныне утраченные. Таков, например, двухэтажный дом в левой части кадра, на углу Центрального переулка. Когда его снесли, в точности неизвестно, но в 1980-х на его месте уже был безликий стеклянный павильон – своего рода филиал «Детского мира», где торговали крупной игрушкой, колясками и детскими велосипедами. Двухэтажный дом в правой части фото, на углу Советской и Фридриха Энгельса, по-видимому, стал жертвой строительства «белого дома», а видимый перед ним сквер был разбит в 1934-м на месте Спасо-Преображенского собора, закрытого в 1930-м и вскоре снесенного. Судя по трамвайным рельсам на переднем плане, снимок сделан примерно с места пересечения улиц Коммунаров классическим для подобных ситуаций способом – фотоаппаратом, поднятым на вытянутых руках над головами толпы. Для того, чтобы в таких случаях кадр был нормально скомпонован, а линия горизонта – не завалена набок, требовались немалое старание и опыт.”.
Уважаемые читатели! Если у вас в семье есть старые фотографии, наш музей с благодарностью примет их в дар или сделает с них цифровые копии. Принимаются любые фото, открытки, диафильмы или кинопленки периода до 2000 г. включительно. Давайте писать фотоисторию старой Тулы вместе!
Почта для уже оцифрованных кадров: proyavlenie.tiam@yandex.ru
Поделиться









