Значимым элементом нашей выставки “Стальной скок. Индустриальная фотография Александра Родченко из коллекции Мультимедиа Арт Музея, Москва», которая откроется в эту пятницу в музее “Нимфозориум”, станут цитаты из манифеста «Конструктивизм», написанного и изданного в 1922 году Алексеем Ганом.
Это очень яркая и драматическая фигура в истории советского дизайна, типографики, кинематографа и теории искусства. Будучи одним из ведущих деятелей конструктивизма, Алексей Ган возглавлял наиболее радикальное крыло движения, выступая за “конструктивизм без искусства, без художнического произвола”, признавая только “социальную и утилитарную целесообразность” творческих решений. Он был дружен с Александром Родченко и его женой Варварой Степановой, Дзигой Вертовым, Элем Лисицким, братьями Весниными, Моисеем Гинзбургом, братьями Стенбергами.
Среди множества проектов, которыми занимался Алексей Ган, в контексте нашей выставки стоит выделить экспериментальный журнал “Кино-фот”.
Историк кино Пётр Багров:
“Журнал “Кино-фот” отличался от всей остальной советской кинопрессы тем, что не принадлежал никакому ведомству. Его выпускал один конкретный человек, который сам его верстал, сам находил средства (не очень понятно откуда, но зато понятно, почему вышло всего шесть номеров). Этим человеком был Алексей Ган, художник, обладавший огромным потенциалом…
Кроме Гана, оформлением журнала занималась семейная пара художников-дизайнеров — Варвара Степанова и Александр Родченко, известные авангардисты. Ган стал единственным теоретиком конструктивизма в кино, в то время как главным практиком тогда был Дзиги Вертов. В первом же номере журнала напечатан манифест Вертова под названием “Мы»”.
Любопытно, что связь героев нашей выставки – Александра Родченко, Дзиги Вертова и Алексея Гана — этим не исчерпывается.
В октябре 1941 года Алексей Ган был арестован и обвинён в контрреволюционной деятельности, в сентябре 1942 года расстрелян. Поэтому его надолго предали забвению (реабилитирован он был только в период перестройки) и первой серьезной искусствоведческой работой о нём стала книга “Алексей Ган”, вышедшая в 2010 году очень скромным тиражом (всего 150 экземпляров). Масштабно её перевыпустило только в этом году издательством Ad Marginem.
Автор этой книги — Александр Лаврентьев, искусствовед, дизайнер-график, внук Александра Родченко и Варвары Степановой.
Ему же принадлежит текст экспликации нашей выставки.
Купить монографию “Алексей Ган” можно в магазине “Подумать только. Книжный в ТИАМе”: https://vk.com/podumatvtiame
Поделиться