К этому сборнику, стоящему на полочке в редакции, рука тянется почему-то как раз тогда, когда вконец задолбали отчёты, капризные рекламодатели и многочисленные мероприятия, на которые надо по работе сходить. Почитаешь – и становится полегче. Кажется, что когда ты крутишься в мире газетных полос и материалов, от любых буковок на странице должно тошнить и уж лучше уткнуться ненадолго в экран, посмотреть какой-нибудь ролик на Youtube и так отдохнуть. Но поэзия… какая-то она волшебная, что-то такое невероятное делает с человеком, будто пленку усталости с него снимает. Всё это относится и к упомянутому сборнику стихов Екатерины Картавцевой “Вне зоны доступа”, выпущенному в 2019 году.
Екатерина Картавцева (Гарбузова) – член Союза российских писателей, лауреат нескольких литературных премий, обозреватель газеты “Тульские известия”. Чуть ранее, в 2017 и 2018 годах у автора вышли книги “Весеннее обострение” и “Обернись”. Кроме того, Картавцева – автор семи книг стихов и прозы для детей.
То, что неизменно поражает меня в стихотворениях Картавцевой, так это разнообразие. Вот ты прочитал пару-тройку стихов, в которых старый черный дом, шаль, забытая на скамейке в саду, метель метет по улице, элегическая грусть, легкая ностальгия – в общем, всё то, с чем у нас поэзия и ассоциируется чаще всего. И вдруг на следующей странице встречаешь снег, падающий совсем не с небес, а, представьте, из снеговых пушек, и искусственный камин, который тешит наши инстинкты первобытного человека. А в добавок к пушке и камину встречаем размышление о мире природном, естественном и среде искусственной, проектируемой человеком. Строки стиха не лишены иронии, я бы даже сказала – самоиронии: “…Не будем дикарями без мозгов / Прихорошим скудеющие зимы. / Расставим всюду снеговые пушки, / Запрограммируем снежинкам блеск и форму, / Завалим всё – от двери до опушки / И с облегчением объявим это нормой”.
Сборник называется “Вне зоны доступа”, и тема Интернета, технологий и связанных с ними изменений в жизни и душе человека – одна из главных. Автор принадлежит к поколению, которое писало письма на бумаге шариковыми ручками, а не перебирая пальцами по сенсорному экрану. При этом автор, конечно, присутствует в Сети – размещает стихи на тематических сайтах, ведет соцсети и т.д. И поэтому взгляд Картавцевой – это взгляд одновременно изнутри и снаружи, со стороны. Приведу строки из стихотворения “Письмо”: “Больше писем целовать не надо / И духами капать на листок / Не прокатит след твоей помады, / Меж страниц засушенный цветок… / Хаос упорядочен вербальный, / Над конвертом больше не грустим: / Смайлики расставим идеально, / Стикерами чувства подтвердим. / …Мы одно письмо учили в школе / Наизусть (учитель был маньяк!) / “Я вас лайкаю. Чего же боле?” ‒ / Помнится, там было как-то так”.
Картавцева предостерегает читателя от того, чтобы не потерять душу, заменив ее на удобный гаджет, чтобы не прозевать момент, когда это может произойти. Как прозевал Петроград Казимира Малевича, ночью разместившего в Художественном бюро “Черный квадрат”, “лазутчика, эпохи иной”: “Где замысел Божий о сущности тварной / С простым наречьем имён / На мир иллюзорный, мираж виртуальный / Окажется вдруг заменен”. Не правда ли, интересный взгляд на то, что все называют шедевром живописи?
Больше всего в этом сборнике поразило стихотворение “Перед взрывом”. В эпиграф вынесено изречение архимандрита Иоанна Крестьянкина – православного святого XX века: “Смерть посылается в наиболее благоприятный момент жизни души по ее готовности к Царству Небесному”. Хотя пересказывать стихи прозой – дело почти чудовищное, я все же обозначу сюжет. Речь идет о взрыве самолета с тремястами душ на борту (да, забыла сказать, стихи Картавцевой еще и зачастую злободневны, откликаются на резонансные события). И если Господь решает, что они разобьются, значит, им всем пора. Но как, должно быть, тяжело Господу… Нет, всё-таки пересказывать поэзию – дело неблагодарное, лучше я напоследок процитирую два четверостишия: “Рассадил всех‒ торжественно, как на парад: / А то поживем еще и утратим свой шанс на рай… / Может быть, это и есть Твой персональный ад: / День за днем профилактически нас собирай… / Ведь, когда шасси, подрагивая, покидает бетон / И все ликуют: к солнцу и теплому морю, ура, / Ты опять и опять вглядываешься в салон: / В тщетных поисках единственного, кому – не пора. Не пора…”
Татьяна МОТОРИНА.
Фото: Екатерина КОНОВАЛОВА, из архива автора.
Приобрести книгу, а также познакомиться с творчеством Екатерины Картавцевой можно на ее странице в соцсети “ВКонтакте”. А 29 ноября состоится творческий вечер поэта.
Источник: http://gazeta-tula.ru/news/lekarstvo-ot-suety/
Поделиться