Ритмичный стук колёс, мелькающие огни городов, разговоры с попутчиками и звон стекла в металлическом подстаканнике…
Именно такие ассоциации вызывает у большинства словосочетание “железные дороги”.
3 декабря, когда отмечают Всероссийский день пассажира, мы решили рассказать о раритетном атрибуте таких поездок, хранящемся в коллекции нашего музея.
Встречаем – его величество подстаканник!
Материал подготовлен отделом хранения и учёта фондов ТИАМа.
“Подстаканник. 1970-80-е гг.
Всероссийский день пассажира отмечают 3 декабря, в годовщину образования Федеральной пассажирской компании (ФПК). Этот праздник объединяет и тех, кто любит путешествовать по железным дорогам, и тех, кто обеспечивает комфорт и безопасность этих поездок.
Простой предмет – подстаканник – стал своеобразным символом отечественных железных дорог. Он появился в царской России, пережил времена Октябрьской революции и НЭПа, а в советские годы сделался знаковым атрибутом повседневности. Сегодня подстаканник не только один из «маркеров» железнодорожных путешествий, но также сувенир и предмет коллекционирования. В том числе музейного.
Достоверно известно, что выпуск подстаканников начался на Тульском оружейном заводе в конце XVIII века. Вид они имели “солдатский”: крепкие, латунные, без какого-либо декора, но зато с большим сроком действия. В XIX веке подстаканникам стали придавать более изящные формы и делать их, по преимуществу, из серебра. Мастера-ювелиры украшали поверхность узорами в виде цветов, фруктов, исторических и мифологических сюжетов. К началу XX века на первый план вновь вышло утилитарное отношение к подстаканникам – в том числе, из-за отказа от фарфора и воцарения в быту стеклянной посуды.
На железной дороге подстаканники впервые появились в 1892 году по инициативе министра путей сообщения Российской империи Сергея Юльевича Витте. Это было сделано из-за жалоб проводников на неудобства при разносе чая пассажирам. Стаканы с кипятком обжигали руки, поэтому донести их до адресата было очень тяжело. Подстаканники не только облегчили подачу чая, но и спасали стаканы от опрокидывания при движении поезда.
Первоначально их планировали использовать только для пассажиров первого класса и делали из дорогостоящих материалов. Но купец Александр Кольчугин (Кольчугинский завод, ныне “Кольчугцветмет”) наладил массовое производство из недорогих металлов, создав «кольчугинские» подстаканники, которые вскоре стали стандартом для железнодорожников.
Российские железные дороги до сих пор используют кольчугинские подстаканники, а также их современные модификации.
В фондах ТИАМ хранится подстаканник 1970 – 80х годов цилиндрической формы со ступенчатым основанием, изготовленный из алюминия с покрытием золотистого цвета. Ручка плоская, прямоугольной формы. Покрыт подстаканник рельефными изображениями: по центру и краям. В центральной части изображен хищный зверь на охоте.
Сюжет рельефа – не что иное, как герб города Иркутска, утвержденный в 1790 году императрицей Екатериной II. На серебряном поле щита красуется бегущий амурский тигр, в пасти у него – соболь. Геральдическое описание таково: “В серебряном поле чёрный бабр с червлёными глазами, держащий в пасти червлёного соболя”. Символично, что сюжет этого подстаканника – ещё и посвящение проводникам Сибирского поезда прямого сообщения, курсировавшего с 1898 года между Москвой и Иркутском. Ведь именно они первыми стали подавать чай в вагонах дальнего следования”.
Поделиться










