Друзья, продолжаем исследовать фотографии из семейного альбома туляка Льва Карукина, который передала в наш музей для изучения его дочь Галина.
Или, говоря чуть короче, перед вами новый выпуск проекта «Проявление»: tiam-tula.ru/proekt-pro…
Слово Владимиру Глазкову:
“Дворец пионеров, 1955 г.
Это здание, запомнившееся моему поколению как Дворец пионеров, стало одной из тульских достопримечательностей, пожалуй, с момента своей постройки в 1889 году. Тогда оно горделиво возвышалось над окружающей застройкой, по большей части одно- и двухэтажной, подчас весьма непрезентабельной. Исключение составляла лишь Крестовоздвиженская церковь, ныне утраченная (сейчас на ее месте одноименная площадь с фонтаном). Большой купол просматривался издалека, листы его кровли были офактурены под рыбью чешую. Знаменитый тульский рыбопромышленник Игнатий Козьмич Платонов строил дом в первую очередь под собственный магазин, который занимал значительную часть первого этажа, а умение себя подать всегда ценилось в купеческой среде. Однако торговля торговлей, а хороший арендатор никогда не помешает, поэтому на втором этаже нового здания разместилась Тульская городская дума. Было здесь и гарнизонное офицерское собрание, и ряд мелких заведений вроде похоронного бюро – место-то бойкое, самый центр города. После революции 1917 г. рыбный магазин существовал здесь, по-видимому, до начала 1930-х. Остальная часть здания была занята всевозможными учреждениями, конторами и конторками, которых в 1920-е гг. во всех губернских городах расплодилось сверх всякой меры. Здесь, например, помещались Тульская контора Госрыбсиндиката (Союзного государственного синдиката рыбной промышленности), Отместхоз (Отдел местного хозяйства, ведавший мелкими фабриками и заводиками, отобранными у буржуев в 1918-м), Тульский союз жилищно-арендной и строительной кооперации «Новое Жилище». Умели все-таки в те времена придумывать названия, не то что сейчас.
К середине 1930-х Советская власть стала вкладывать серьезные средства в воспитание подрастающего поколения, и в 1937 г. в здании открылся Дворец пионеров. Поскольку дети, как известно, наше будущее, простой сменой вывесок дело не ограничилось. Здание было полностью реконструировано, восточная часть – искусно надстроена третьим этажом. Оригинальную чешуйчатую кровлю центрального купола не тронули: с тех пор, как ее уложили, на тот момент прошло менее полувека, а для хорошего дореволюционного железа пятьдесят лет – не срок. Кровлю купола заменили, видимо, уже после Великой Отечественной. Однако надо отдать должное тогдашним мастерам – сделали это настолько аккуратно, что сегодня она воспринимается как оригинальная. Второе крыло Дворца осталось двухэтажным, зато его украсили фигуры юных пионеров. Они-то и стали своего рода изюминкой этого снимка.
На фото хорошо видно, что фигур двенадцать – по числу полуколонн, украшающих фасад левого крыла. Над каждой полуколонной карниз здания образовывал тяжеловесный выступ, а уж над выступами помещались декоративные тумбы. Их и использовали в качестве постаментов для новых скульптур. Пространство между тумбами при этом было заполнено, по-видимому, кирпичной кладкой, образовавшей своего рода декоративное ограждение. Над скульптурами 1930-х – 1950-х в наше время зачастую если не смеются, то добродушно подтрунивают: дескать, и сделаны-то они грубо, и позы-то у них неестественные, и пропорции неправильные… Между тем в силуэтах статуй, некогда украшавших тульский Дворец пионеров, чувствуется рука мастера. Даже на любительском фото, с которым мы имеем дело, видно, что они не стоят как истуканы – они словно бы парят в воздухе. Динамичные позы, стройные силуэты, кто-то трубит в горн, кто-то запускает модель самолета. Все устремлены ввысь, в будущее, словно бы в противовес окружающей приземистой дворянско-купеческой архитектуре центра Тулы. Как написал про те времена малоизвестный, но талантливый писатель и поэт Владимир Файнберг:
“Счастливые не от богатства,
Росли мы на пыльных дворах,
Всесветное красное братство
Лелея в ребячьих сердцах…
Над карканьем толстых торговок,
Как нашей мечты делегат,
Всплывал, невесом и неловок,
Серебряный аэростат…”
Судя по всему, скульптурное оформление фасада было чьей-то авторской работой – во всяком случае отыскать следы вторых таких же пионеров на просторах бывшего СССР нам пока не удалось. Главной бедой тогдашнего объемного декора было то, что изготавливался он из бетона, технология изготовления которого была еще очень далека от совершенства. Да и качество материалов, особенно цемента, о ту пору оставляло желать лучшего. Как бы там ни было, прожили статуи недолго. Когда именно они исчезли, пока достоверно не установлено. По-видимому, произошло это в 1970-х, когда такие вещи не принято было афишировать. Вероятно, одновременно со статуями исчезло и ограждение между тумбами, и фасад вновь стал почти таким же, как и в начале ХХ века. А пионеров все равно жалко.
Кстати, для того, чтобы запечатлеть статуи для потомков, фотографу пришлось приложить немало старания и терпения. Возможности тогдашних фотопластинок и фотопленок, в отличие от цифровых матриц нынешних фотокамер, было достаточно ограниченными. Кстати, качество фотоснимка говорит о том, что сделан он на так называемую малоформатную пленку (всем известный формат кадра 24х36 мм), и скорее всего фотоаппаратом не самого высокого класса. Так вот, если просто выбрать композицию и нажать на кнопку, снимок получился бы либо слишком контрастным, состоявшим только из черных и белых деталей, либо серым, невыразительным, а светлые статуи просто потерялись бы на фоне неба. Поэтому нужно было выбрать для съемки солнечный день и притом его середину. Это хорошо видно по расположению теней на переднем плане, лучи света падают на фасад практически параллельно направлению улицы Фридриха Энгельса. Снимок, видимо, сделан осенью – в это время года небо уже не такое яркое, как летом, и больше шансов, что статуи будут выделяться на его фоне. Прекрасно видны центр здания и часть правого крыла, несмотря на то, что они остались в тени. Для верности в таких случаях обязательно делали несколько кадров с разной экспозицией. Однако самое главное начиналось, когда фотограф приходил домой и уединялся в темном чулане, плотно закрыв дверь и завесив тканью все щели. Там происходило неведомое нынешним поколениям таинство обработки пленки. Подобрав рецептуру проявителя, время обработки и пустив в ход некоторые хитрости (например, по одной из методик раствор ни в коем случае нельзя было перемешивать), можно было добиться необходимого результата, и получить одобрительно поднятый вверх большой палец друзей и коллег. А сейчас? Достал из кармана телефон, навел куда-то туда, коснулся экрана раз – снимок сделан, коснулся второй, третий – и твое творение уже увидели миллионы. Сплошная электроника и никакой романтики”.
Уважаемые читатели! Если у вас в семье есть старые фотографии, наш музей с благодарностью примет их в дар или сделает с них цифровые копии. Принимаются любые фото, открытки, диафильмы или кинопленки периода до 2000 г. включительно. Давайте писать фотоисторию старой Тулы вместе!
Почта для уже оцифрованных кадров: proyavlenie.tiam@yandex.ru
Поделиться









