Друзья, 24 ноября в Нимфозориуме откроется наша новая выставка “Стальной скок. Индустриальная фотография Александра Родченко из коллекции Мультимедиа Арт Музея, Москва”, знакомящая с работами классика русского и мирового авангарда.
Название этой экспозиции – прямая отсылка к лексикону революционной эпохи. “Современный язык идёт к сжатости и ясности. Лучшим примером является эволюция русского языка в годы революции”, – писал в 1922 году Илья Эренбург. Это замечание относилось прежде всего к повсеместным сокращениям и аббревиатурам, но оно объясняет и тогдашнее увлечение краткими, мускулистыми, отрывистыми, как приказ, словами наподобие “скок”.
Важно, что это не придуманное словосочетание à la 1920-е. “Стальной скок” — так назывался одноактный балет Сергея Прокофьева (1927), колоритная иллюстрация индустриального прогресса Советской России. Искусствовед Наталия Савкина: “В последней части балета на сцене жужжали станки, вращались валы, работали механизмы. Танцоры изображали ритмично работающих людей, а временами их движения сливались с движениями машин на сцене». Любопытно, что словосочетание «стальной скок» используют в “Золотом телёнке” И. Ильф и Е. Петров – уже в качестве журналистского штампа конца 1920-х.
Корреспондирует этот выбор и с лесковским сказом о Левше (последнее прижизненное издание имеет название “Стальная блоха”, 1894). Что, как минимум, логично, поскольку выставка открывается в музее, посвящённом этому тексту.
Эстетика авангарда 1920-х годов присутствует и в афише, созданной Алексеем Домбровским.
24 ноября 2023 — 31 марта 2024,
Нимфозориум: Тула, ул. Металлистов, 19.
Поделиться