В нашей игре “Угадай спектакль” мы затронули тему “Чеховского ружья” — знаменитого постулата, который остаётся неизменным со времён Антона Павловича.
В чём его суть? И когда он впервые был сформулирован?
“Чеховское ружьё” — принцип драматургии, по которому все элементы в истории должны внедряться в неё осознанно и служить на благо сюжету, а лишние детали — удаляться.
Принцип побуждает авторов не давать ложных обещаний в повествовании, не использовать предметы, монологи, диалоги, которые ни на что не влияют. Если автор делает какие-то детали заметными, они должны быть интегрированы в сюжет, раскрывать характер персонажа и настроение произведения.
Чехов неоднократно повторял суть принципа в переписке с писателями и драматургами.
Первое упоминание принципа встречается в письме Александру Лазареву (Грузинскому) в 1889 году: “Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать”.
“Чеховское ружье” проявляется по-разному, но суть его одна: делать историю целостной.
Это применимо к кинематографу, литературе и театральным постановкам.
Конечно же, мы тоже неукоснительно следуем чеховскому принципу. В постановках “Эрмитажа” каждая деталь работает на общую идею!
Поделиться