Друзья, перед вами новый выпуск рубрики “Проявление”. Предметом нашего внимания вновь стала фотография из альбома Рафаила Лубова, переданного в музей для изучения его дочерью, Лидией Коршуновой.
Предыдущие выпуски “Проявления” можно найти на нашем сайте: https://tiam-tula.ru/proekt-proyavlenie/
Комментарий сотрудника реставрационной мастерской ТИАМа, историка и писателя Владимира Глазкова:
“Въезд в Тулу со стороны Орла, начало 1960-х гг.
Мы долго не могли определить, где же именно был сделан этот снимок – уж слишком сильно за шестьдесят лет изменился окружающий пейзаж. Ключевым ориентиром послужило трамвайное кольцо – не так много в Туле мест, где оно находилось бы возле прямой широкой магистральной улицы, возле въезда в город. Это – конечная остановка трамвая «Пединститут», открытая примерно тогда, в начале 1960-х. На кольце разворачивается поезд из вагонов КТМ-1 и КТП-1. Виден только прицепной вагон, но его характерный силуэт невозможно спутать ни с чем. После Пединститута двухпутная трамвайная линия заканчивалась – дальше шла однопутка на Косую Гору, проложенная еще в 1930-е гг. Первые вагоны до Ивановских дач пошли в 1932-м, до проходных Косогорского металлургического завода – в 1934-м. В правой части кадра прекрасно виден одиночный путь, и по нему в сторону Косой Горы движется странный вагон, весьма архаичного вида, но при этом с двумя фарами, что более характерно для вагонов 50-х и последующих годов выпуска. Это вагон первой для Тулы серии “Х”, прошедший капитальный ремонт, в ходе которого и были установлены две фары вместо одной. Такие ремонты делались в условиях депо или вагоноремонтных мастерских, созданных в Туле в 1959 г. на базе первого в городе трамвайного депо и ныне не существующих.
Два обелиска со звездами, обозначавшие въезд в город, к сожалению, не сохранились. В России обелиски на заставах начали устанавливать еще в XVIII веке. Когда-то парные фигурные столбы из кирпича, с двуглавыми орлами, украшали в Туле Московскую (напротив современного храма Сергия Радонежского) и Киевскую (недалеко от здания дворянского собрания) заставы. Старая традиция, хотя и в несколько измененном виде, существовала и в советские годы. Снесены обелиски были, по-видимому, при продлении и расширении проспекта Ленина в конце 1960-х или начале 1970-х гг. В сторону центра города движутся два тяжелых по тогдашним меркам грузовика и конная повозка: гужевой транспорт не был редкостью в Туле даже в конце 1970-х. За одним из грузовиков виден корпус открытого в 1959 г. Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института мономеров, который сокращенно назывался ВНИПИМ, а в повседневной речи начала 1980-х и того проще – “Химдым”. Комплекс зданий института, строившийся в несколько этапов, и сегодня находится на проспекте Ленина, но наукой там, что называется, давно не пахнет. На дальнем плане, под углом к красной линии улицы, можно рассмотреть главный корпус политехнического института (ныне – Тульского государственного университета).
Площадь перед корпусом педагогического института в начале 1960-х выглядела весьма скромно – на ней не было ни сквера, ни памятника. Монумент в виде танка Т-34-85, и сегодня напоминающий нам о подвиге 32-й танковой бригады, появился только в 1966-м, к 25-летию обороны Тулы. Примерно тогда же, по-видимому, был разбит и сквер, который сегодня называется Могилевским. Трамвайное кольцо было разобрано в 1980-м. Конечную трамвая перенесли на станцию “Менделеевский поселок”, существующую и в наши дни. Оттуда же стала начинаться линия на Косую Гору. Маршрут №4 просуществовал до 2008 г., а год спустя пути, по которым он ходил, были разобраны, и сегодня уже непросто отыскать их следы”.
Фото хранится в семейном архиве Лидии Коршуновой, которую мы искренне благодарим.
Уважаемые читатели! Если у вас в семье есть старые фотографии, наш музей с благодарностью примет их в дар или сделает с них цифровые копии. Принимаются любые фото, открытки, диафильмы или кинопленки периода до 2000 г. включительно. Давайте писать фотоисторию старой Тулы вместе!
Почта для уже оцифрованных кадров: proyavlenie.tiam@yandex.ru
Поделиться