Представляем новый выпуск рубрики “Проявление”. Перед нами фотография из альбома Рафаила Лубова, переданного в музей для изучения его дочерью, Лидией Коршуновой.
Предыдущие выпуски “Проявления” можно найти на нашем сайте: https://tiam-tula.ru/proekt-proyavlenie/
Комментарий сотрудника реставрационной мастерской ТИАМа, историка и писателя Владимира Глазкова:
“Кинотеатр им. Степанова, начало 1960-х гг.
Как мы уже писали, в конце 1920-х гг. на территории нынешнего Пролетарского района почти не было учреждений культуры и досуга. В апреле 1929-го открылся новейший по тем временам клуб «Серп и молот». Однако одного клуба, сколь бы велик он ни был, для всех рабочих Чулкова и их семей было явно мало. Поэтому 12 октября 1931 г. неподалеку, буквально в одном квартале от клуба, открылся кинотеатр на 500 мест.
И кинотеатр, и улица, на которой располагались оба очага культуры, получили свое название в честь Сергея Ивановича Степанова, первого «красного директора» Тульского патронного завода. Сегодня о нем мало кто помнит, а в 1920-е Степанов был для туляков личностью поистине легендарной. Родился он в 1876 г. в Туле, в рабочей семье, учился в земской начальной, затем в Тулубьевской воскресной школе. С тринадцати лет начал осваивать слесарное и токарное дело. В 1895 г. вступил в партию большевиков. Трудился на Тульском оружейном, а с 1903 г. – на Тульском патронном заводе (в советское время это предприятие называлось заводом “Штамп”). В отличие от государственного, или, как тогда говорили, казенного оружейного завода, патронный до 1918 г. был частным предприятием, и тем труднее новой власти было внедрить на нем единоначалие. В октябре 1919 г. председателем заводоуправления был назначен С.И. Степанов. Время это было, пожалуй, самым драматичным для Советской власти за все время гражданской войны. Вооруженные силы Юга России, или, проще говоря, белые войска под командованием генерала А.И. Деникина 6 октября 1919 г. взяли Воронеж, 13 октября – Орел, и согласно «Московской директиве» должны были развивать наступление на Тулу и далее на столицу. 11 октября началось контрнаступление красных, но предсказать его результат тогда не мог никто. Примерно в те же дни, 20 октября 1919 г., В.И. Ленин написал письмо тульским партийным руководителям, где в числе прочего содержались знаменитые строки «Значение Тулы для республики огромно». Гораздо менее известна фраза из того же письма «В Туле массы далеко не наши”. Оно и понятно – тульские рабочие, особенно квалифицированные, во время мировой войны весьма неплохо зарабатывали на военных заказах. К осени 1919-го гражданская война и «военный коммунизм» с постоянной нехваткой всего и вся – от хлеба до спичек – стояли им буквально поперек горла. В такой обстановке для того, чтобы поставить свою карьеру и саму жизнь в зависимость от успеха Советской власти, требовались незаурядная храбрость и сила воли. Патронный завод С.И. Степанов возглавлял до 1925 г. В эти годы началось масштабное техническое перевооружение предприятия, строились новые цеха. При заводе открылись больница, две амбулатории, бесплатные парикмахерские, бани, первый в районе детский сад, началось строительство нового здания фабрично-заводского училища (ныне профессиональный лицей № 25). В 1925 – 1929 гг. Степанов был председателем Тульского губисполкома, то есть возглавлял исполнительную власть в Тульской губернии. Для развития города он сделал немало, так что увековечение его памяти в названии улицы и кинотеатра было вполне обоснованным.
Здание изначально было выстроено в конструктивистском духе и выглядело сугубо функционально. Характерными для эпохи деталями были гладкий фасад без каких-либо украшений, ступенчатый фронтон и вертикальные узкие окна. Частично они сохранились и на снимке видны с правой стороны строения, а вот аналогичные, но меньшего размера, окна по бокам фасада были заложены – на снимке на их месте расположены места под аншлаги. Таким, как на фото, здание стало после реконструкции, предпринятой, вероятно, в конце 1940-х или в 1950-е гг. На фасаде появились лепные украшения и название кинотеатра, выполненное весьма узнаваемым шрифтом (аналогичный шрифт в те же годы был применен при наружном оформлении кинотеатра «Центральный»). Над входом появилась скульптурная композиция, изображавшая рабочего и работницу, опиравшихся на стилизованную лиру с изображением серпа и молота. Лепной орнамент на фасаде просуществовал вплоть до сноса здания, статуи и лепная надпись исчезли гораздо раньше, не прожив, по-видимому, и двадцати лет.
В 1970-х и 1980-х жители Пролетарского района ласково называли кинотеатр «Степашкой». Он по-прежнему пользовался народной любовью, хотя выглядел откровенно устаревшим, да и демонстрировались в нем, как правило, фильмы, которые ранее уже показывали в других, гораздо более модных кинотеатрах, например, в «Салюте», «Искре» или «Октябре». Здание, к сожалению, не пережило разрухи и безвременья 1990-х. Последний сеанс тут состоялся в 1992-м, затем бывший кинотеатр несколько раз менял собственника. Вскоре от здания остались лишь стены, которые снесли в середине 1990-х гг. Ныне на этом месте торговый центр”.
Фото хранится в семейном архиве Лидии Коршуновой, которую мы искренне благодарим. Информация об изображенном на снимке здании частично взята с сайта “Тула ушедшего века”, о биографии С.И. Степанова – с сайта Тульского государственного музея оружия.
Уважаемые читатели! Если у вас в семье есть старые фотографии, наш музей с благодарностью примет их в дар или сделает с них цифровые копии. Принимаются любые фото, открытки, диафильмы или кинопленки периода до 2000 г. включительно. Давайте писать фотоисторию старой Тулы вместе!
Поделиться