Предыдущие выпуски «Проявления» можно найти на нашем сайте: tiam-tula.ru/proekt-pro…
Комментарий сотрудника реставрационной мастерской ТИАМа, историка и писателя Владимира Глазкова:
“Тульский драматический театр, начало 1960-х гг.
Театр на тульской земле появился почти двести пятьдесят лет назад. 19-го (по другим данным – 22-го) декабря 1777 г. в Туле был сыгран первый спектакль, приуроченный к учреждению Тульского наместничества. О том, какое значение имело это событие, мы можем судить по запискам А.Т. Болотова: «По приезде в театр, нашли мы его весь наполненной множеством народа и увидели тут все дворянское лучшее общество, с их семействами в одном месте и в соединении, и зрелище сие было по новости своей поразительное. Играли в сей день известную комедию: “Так и должно”, и актеры исправили свое дело довольно исправно и удачно. Все они привезены были в Тулу из Калуги, где такой же театр был сделан, и где они из разных чиновников и образовались. Все мое семейство, а особливо дети, смотрели на представление с особым удовольствием». В 1784 г. (по другим данным – в 1787 г.) тульский театр посещала императрица Екатерина II, причем перед ее визитом в Тулу двух лучших актеров отправляли, как сказали бы сейчас, на стажировку в Петербург. К сожалению, никаких сведений о том, где находилось здание тогдашнего театра, не сохранилось.
В конце XVIII в. тульский театр закрылся, и возобновил свою работу не позднее начала 1820-х гг., видимо, уже на новой площадке. В 1832 – 1834 гг. спектакли проходили в доме богатого купца и заводчика Ливенцева на Лопатинской улице (ныне – здание 1-го корпуса Тульского государственного педагогического университета; ул. Менделеевская, 7). Большой пожар 1834 г. сильно повредил здание, после чего, по меткому выражению современника, «актеры остались без работы, а город – без театра”. Осенью 1836 г. театр возобновил свою деятельность на улице Киевской, в доме князя Касаткина-Ростовского. В 1853 г. в тульском театре начинал свою карьеру знаменитый русский актер и антрепренер П.М. Медведев. В тот год через наш город двигалось множество войск, направлявшихся в Крым, и благодаря господам офицерам театральный зал каждый день бывал полон. По словам Медведева, театр находился «на Киевской улице (лучшая улица в городе), рядом с аптекой. Воображение рисовало мне здание, вроде Большого Московского театра. Но увы, – действительно рядом с аптекой, было какое-то узенькое, но высокое здание, чрезвычайно грязное и запущенное, с разбитыми стеклами; с улицы к нему вела с двух сторон деревянная лестница с разрушенными перилами и выбитыми ступенями. Когда я вошел по ним в “храм Мельпомены”, меня охватили угар, дым и сырость. Зрительный зал представлял внутренность полицейской каланчи. Сцена маленькая, низенькая, – в общем, какой-то балаган. Вернувшись домой, с отчаянием высказал И.М. [антрепренеру] свое мнение о театре. Позвали управляющего… чтобы все было в два дня выкрашено, починено и вычищено”.
Сезон 1853 г. стал, по всей видимости, последним для тульского театра в доме Касаткина-Ростовского. Что касается здания аптеки, о котором идет речь, то оно сохранилось до наших дней, и ныне известно тулякам как “Дом Крафта” (проспект Ленина, 25). В середине XIX столетия его владельцем числился Роман Бейер, у которого в конце 1863 – начале 1864 гг. эту аптеку приобрел петербургский провизор Фердинанд Белявский. Попутно Белявский купил и здание бывшего театра, где разместился крупнейший в городе галантерейный магазин Леммергарда. Однако аптекарю пришлось недолго пользоваться доходами от аренды: аккурат на Рождество 1868 года старый дом, «который в прежнее время занимался театром», сгорел дотла. Убыток составил 5 тысяч рублей серебром – огромную по тем временам сумму. Хорошо еще, что владелец галантерейного заведения догадался его застраховать, и в итоге все остались, что называется, при своих. Один из лучших земельных участков на улице Киевской пустовал не так уж и долго: в 1881 г. Фердинанд Белявский принял решение о постройке нового здания аптеки. 15 апреля 1882 г. проект был утвержден городской управой. Новая аптека, ставшая лучшей в Туле, торжественно открылась два года спустя, 16 августа 1884 г. Просуществовала она более ста лет и прекратила существование только в 2011-м. В 2012-м здание занял Тульский историко-архитектурный музей, а два года спустя на первом этаже открылась постоянная экспозиция “Старая тульская аптека”, существующая и сегодня. В обиходе этот дом часто называется “Домом Белявского” (проспект Ленина, 27).
После 1850-х гг. Тула долгое время не имела специализированного театрального здания. Полицейские власти, в обязанности которых входило отслеживание репертуара на предмет вредных для царя-отечества пьес, много лет подряд отмечали в отчетах, что “постоянных театров в Туле нет”. Природа, как известно, не терпит пустоты – театральные труппы частенько выступали в доме Дворянского собрания, в летнее время работал театр в Кремлевском саду. Однако для растущего города этого было явно мало. В середине 1900-х гг. дворянский клуб приобрел несколько участков земли на углу улиц Киевской и Верхне-Дворянской (нынешние проспект Ленина и улица Гоголевская) и объявил конкурс на разработку проекта нового здания театра. Сохранившееся техническое задание поражает своей подробностью – в нем оговаривалось все, вплоть до ширины лестниц и количества курительных комнат. Старосты клуба пытались привлечь к работе столичное общество архитекторов, но взаимопонимания с петербургскими зодчими не нашли. В конце концов был принят проект московского архитектора И.А. Иванова-Шица. Открылось новое здание в 1912 г. В наши к нему намертво приклеилось название «дворянского клуба», но документы свидетельствуют об обратном – основным его назначением было использование в качестве театрального. Вместимость зала была немаленькой даже по сегодняшним меркам – 1350 мест. Клуб был владельцем здания и сдавал его в аренду театральным предпринимателям – антрепренерам, или, как сказали бы сейчас, менеджерам. Антрепренер подбирал репертуар, нанимал актеров, заказывал декорации, продавал билеты; дворянский клуб только получал от него деньги.
Аналогичный порядок существовал и при Советской власти, хотя театр с 1917 г. перешел в собственность государства. Согласно адресной книге 1925 г. он именовался Государственным драматическим театром (в просторечии – Госдрамой, или Новым театром), постоянной труппы не имел, и арендовался частным предпринимателем М.Ф. Фридманом «преимущественно для гастрольных спектаклей». В середине 1920-х очередной арендатор бесследно исчез вместе с деньгами за проданные билеты. Разразился грандиозный скандал, после которого управление театром постепенно приняло современный вид – появились и директор, и главный режиссер, и художественный руководитель, и постоянная труппа. В 1937 г. в том же здании открылось концертное бюро – предшественник нынешней филармонии, приглашавшее в Тулу на гастроли певцов и музыкантов. Со временем у филармонии появился собственный академический хор, позже – оркестр… В 1970-м драматический театр перебрался в новое здание на углу проспекта Ленина и улицы Пушкинской, а филармония осталась в старом, где располагается и сегодня.
Выстроено здание театра было под явным влиянием веяний архитектурной моды конца 1900-х, основным из которых было смешение стилей, или, говоря по-научному, эклектика. Обычно, говоря об эклектичных строениях, советские архитекторы и искусствоведы презрительно морщились и наотрез отказывались признавать их художественную ценность. Между тем от автора проекта требовалось немалое мастерство для того, чтобы сочетать в одном здании, казалось бы, несочетаемое. Главный и боковой фасады украшают полуколонны с капителями ионического ордера (с двумя завитками), характерные для классического стиля. Вспомнить о классицизме заставляет и оформление правого окна второго этажа главного фасада в виде двух полуколонн с капителями дорического ордера и верхней частью, напоминающей сильно увеличенный сандрик, к тому же украшенный лепниной. Такие детали фасада, как узкие вертикальные окна, сгруппированные по два, балконы с массивными ограждениями и козырек на цепях типичны для стиля модерн. Для него же характерен главный вход, смещенный от центра в левую часть здания. А вот оформление стен на первом этаже в виде глубокой рустовки, полуциркульные окна в угловой части и рисунок лепных декоративных элементов на фасаде – явная отсылка к стилю ампир. Для ампира характерно и использование в декоре изображений львиных голов (в виде них выполнены замковые камни окон первого этажа), вот только рисунок этих голов типичен для стиля модерн. Классические львиные головы, как правило, круглые, а вот модерновые сильно вытянуты по вертикали. Абсолютно такие же львиные головы можно встретить на многих московских особняках, построенных примерно в те же годы. В общем, получился своего рода архитектурный коктейль, уникальный для Тулы и вот уже целое столетие неизменно притягивающий взгляды. К сожалению, в ходе ремонтов второй половины ХХ в. здание лишилось балконов, а хорошо видимый на фото изящный козырек был заменен тяжеловесным, характерным для советской архитектуры 1970-х. Помнится, раньше я никак не мог взять в толк, что с ним не так, почему он выглядит столь чужеродным для дореволюционного здания».
Информация частично взята сайта “Тула ушедшего века” (tulainpast.ru/teatry/row…), а также из издания “Тульская историко-культурная энциклопедия” (data.tularlic.ru/books/Tul‘skaya_istoriko-kul’turnaya_entsiklopediya/)
Фото хранится в семейном архиве Лидии Коршуновой, которую мы искренне благодарим.
Уважаемые читатели! Если у вас в семье есть старые фотографии, наш музей с благодарностью примет их в дар или сделает с них цифровые копии. Принимаются любые фото, открытки, диафильмы или кинопленки периода до 2000 г. включительно. Давайте писать фотоисторию старой Тулы вместе!
Почта для уже оцифрованных кадров: proyavlenie.tiam@yandex.ru
Поделиться